В 1966 году произошло событие, которое дало толчок развитию советского автомобилестроения. Советский Союз и итальянская компания «Фиат» подписали соглашение о строительстве автомобильного завода и о производстве популярного в то время автомобиля «Фиат-124». До этого момента пробная партия машин, прибывшая в Союз из Италии, не выдерживала никакой критики: после 5 000 км пробега по нашим дорогам из строя выходила ходовая часть легковушки.
ВАЗ 2101
После всяческого рода доработок, а их было порядка 800, техника начала соответствовать нашей действительности. Так из «Фиат-124» и появился «ВАЗ 2101», в простонародье именуемый «копейкой». Ниже очень интересное видео, которое ни где не увидишь и не узнаешь про историю ВАЗ 2101
Советские инженеры настояли на создании для машины двигателя с верхним расположением распредвала. Итальянцы это сделали, а потом стали применять такую схему и на продукции, выпускаемой у себя на родине. В связи с этим нефтепрому СССР пришлось освоить для данного двигателя производство принципиально нового типа моторного масла, но, как позже выяснилось, он от этого даже выиграл.
ВАЗ 2101
Еще один момент – «ВАЗ 2101» некоторое время называли ведром, из-за толщины металла кузова всего в 0,8 миллиметров. Считалось, что машина небезопасна в эксплуатации, но жизнь расставила все по своим местам. Да и никто не оспаривает тот факт, что это была неплохая экономия металла в масштабах страны.
ВАЗ 2101
Перед первыми шестью машинами по ленте транспортера шел кузов черного цвета – а для того, чтобы убедиться, что автомобиль не цепляет элементы конвейера. Первые автомобили собирались исключительно из итальянских комплектующих — своим неоткуда было взяться. И только спустя пять лет «ВАЗ» перешел на детали и узлы собственного производства, или изготовленных на других предприятия СССР. Полностью серийной «копейка» стала только в августе 1970 года, когда завод вышел на стабильный показатель — 50 единиц техники в день.
ВАЗ 2101
В истории «ВАЗ 2101» и завода есть еще один интересный момент. Команда спортсменов волжского автозавода, ранее участвовавшая в кольцевых, кроссовых и раллийных чемпионатах Союза на «Москвичах», пересела на «копейку». И получила в 71-м году серебро в командном зачете международного ралли-марафона «Тур Европы», а в через два года экипажи взяли две первые награды. В то время немало зарубежных автогонщиков пересаживалось с «Fiat-124» и «Seat-124» на наши «Жигули», ввиду надежности и отсутствия необходимости в больших доработках для увеличения скорости. Сейчас «боевые» «копейки» прошлых лет можно увидеть на ежегодно проходящем в Литве ралли «Lada Classic Cup».
ВАЗ 2101
Для строительства завода и выпуска автомобиля такого класса были привлечены современные на то время технологии — ведь «Фиат» была далеко не последняя в Европе компания. Продукция завода производилась на экспорт, и, наверное, самое главное: для населения СССР автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения.
Производство «ВАЗ 2101» остановилось в 83-м году, из-за масштабного производства новой модели — «ВАЗ 2105».