Армия в СССР играла одну из ведущих ролей, по этой причине очень много предприятий работали на оборонную промышленность. Под нужды военных выпускали как серийную технику, так и совершенно уникальные образцы, собранные, что называется с нуля, и небольшим тиражом.
Такая техника не имела аналогов в гражданском хозяйстве. Так, например, изначально ракетчики использовались для перевозки ракет модифицированными под их задачи тягачами, но вскоре специалисты завода “МАЗ” предложили собрать многоколесный тягач с двумя кабинами. Идею одобрили.
Почему решили собирать ракетные тягачи именно с двумя кабинами по бокам?
Самое главное это увеличивает обзорность. Ракета обычно выступает за пределы кабины, а значит если кабина одна, то с обзорностью получается проблема, поскольку сбоку находится боеголовка. Получается слепая зона с одной стороны. Кроме этого две кабины – это возможность повысить живучесть техники, продублировав систему управления. Они полностью взаимозаменяемые, если в бою одна из кабин будет выведена из строя или погибнет ее экипаж, вторая продолжит выполнять все необходимые функции.
Не стоит забывать, что обслуживание ракетного комплекса это не простая задача, и одним – двумя водителями тут не отделаешься.
Нужен целый расчет, для которого необходимо место, и конечно 2 кабины позволяют сделать это с большим удобством. Но бывают и асимметричные варианты исполнения, когда кабины не являются копиями. В такой конструкции одну из кабин сдвигают назад, обычно это правая кабина, за счет этого у водителя оставшейся впереди левой кабины увеличивается обзорность.
В таких ракетовозах органы управления не дублируется. Стоит также заметить, что тягачи с двумя кабинами нашли и мирное гражданское применение. На них привозили длинные грузы, которые не вмещались в габариты обычных грузовиков, например трубы. Естественно, подобная техника массово не производилась.
UPD – от пользователей
На первых вариантах тягача была одна кабина, но входе исытаний центр тяжести был очень высоко и при движении по пересеченной местности была возможность опрокидования. Поэтому кабину сделали раздельной а ракету опустили на метр тем самым занизив центр тяжести
Михаил
В этой статье, на фото МАЗ 543. У него две кабины и они абсолютно разные! Как по органам управления, так и по содержанию. В левой кабине находятся водитель и механик-водитель (сидят друг за другом). Связь с правой кабиной происходит по внутренней связи. В правой кабине нет органов управления машиной.
Сергей
Не было два водителя на таких тягачах. Я служил в ракетной бригаде и это знаю доподлинно.
Эту информацию мне дед рассказывал, возможно он что-то напутал. Если у вас есть дополнительная информация по этому поводу я с удовольствием дополню статью
Добрый день. В этой статье, на фото МАЗ 543. У него две кабины и они абсолютно разные! Как по органам управления, так и по содержанию. В левой кабине находятся водитель и механик-водитель (сидят друг за другом). Связь с правой кабиной происходит по внутренней связи. В правой кабине нет органов управления машиной.
Спасибо больше за дополнение статьи, внес от вашего имени!)
Исправляй! На первых вариантах тягача была одна кабина, но входе исытаний центр тяжести был очень высоко и при движении по пересеченной местности была возможность опрокидования. Поэтому кабину сделали раздельной а ракету опустили на метр тем самым занизив центр тяжести
Спасибо большое за уточнения, от вас добавили в статью комментарий!
В одной кабине был водитель, в другой старший – офицер или прапорщик
Старший офицер-это майор и выше. Начальник расчета на данной ПУ был в звании капитана. Начальник расчета наведения -прапорщик и передвигался он в рубке расчета наведения-рубка (с права по ходу движения ПУ, где размещался еще и АПД, т.е. дизель.). Был еще ст. оператор -рубка ст. оператора (с лева по ходу движения ПУ).
Ну, он и написал, старший – это офицер или прапорщик, а не старший офицер как вы невнимательно читаете!
С 1979-1981 год я служил на МАЗ 543,то есть Ураган ,с зади нет места для второго водителя ,обзор хуже чем у однокобинного маз 537,в стратегическом комплексе только 1 ракета,и не обязательно делать все машины входящие в комплекс с разделёнными кабинами ,к стати ракета установлена на МАЗ 547 ,если говорить о системе СС-20 с ядерной боеголовкой.
Я служил начальником стартового отделения на этой пусковой установке. Нет там двойного управления. Приводите грамотные примеры.
В РВСН Советской армии даже при перевозке говна рядом с водителем находился офицер “старший машины”, которому категорически запрещалось подменять водителя. И задача его была: следить, чтобы водитель не пьянствовал, ну и жпу подставить, если он совершал аварию. Более по-скотски с млалшим офицерским составом, чем в РВСН не обходтлтсь ни в одном виде войск.
присоединяюсь
бред свой кобылы пишут….в каждой военной машине должен быть старший….и экипаж….в одной кабине они не освещались….вот и рядом сделали ещё одну….не ракету же урезать….иначе она не полетит до 200 км