Lada Granta
Недавно прочитал на Дроме интервью этого издания с человеком, имеющим самое прямое отношение к министерству промышленности и торговли. И выводы по его итогам были для рынка неутешительны. В чем суть этих выводов? Щас разберёмся. Если кратко, то вся суть разговора свелась к тому, что в скором времени (лет через десять) на российском рынке останутся в большинстве своём неконкурентоспособные и устаревшие автомобили по конской цене. Тут все дело в инструментах "регулирования" рынка, в нашей стране это так называемый "утилизационый сбор", который в разных объёмах платят почти все производители. Фишка в том, что чем больше компонентов конечного автомобили производится в России, тем большую часть этого побора компенсирует государство производителю. В идеале, сбор должен быть нулевым, если автомобиль полностью собран из российских комплектующих, но есть ли такие авто в России? Вряд ли.
Lada 4х4
Дело в том, что большинство электронных компонентов и не только электронных для российских авто привозные. Взять хотя бы автоматическую коробку на УАЗ Патриот – она, полностью собранная, приезжает из Франции, в Ульяновске её только прикручивают на место и заправляют маслом. То же самое происходит и с раздаткой, нет в ней ничего отечественного. То же самое происходит и с системами безопасности – превентивная безопасность, подушки безопасности, ABS, системы стабилизации – все это едет к нам из-за бугра и покупается за валюту. Ещё раз – нет в России автомобилей, собранных полностью из российских комплектующих. Это так, потому что мировые производители комплектующих не хотят строить заводы в России, занятие это накладное, и, учитывая объем спроса на рынке и его структуру, не окупится никогда.
УАЗ Patriot
И получается, что тот, кто собирает авто из комплектующих по максимуму, тот и получает больше компенсаций, а остальные платят по полному тарифу, и эти деньги идут на оплату сборов тех, кто собирает авто из российских деталей… А теперь вспомним курс бакса и покупательскую способность населения. Способность эта падает, утильсбор растёт, и очень скоро авто, ввезенные из – за бугра, просто некому будет покупать. Поэтому число автомобилей, представленных на рынке, постоянно снижается, вот в чем дело.
Круг замкнулся быстро и надёжно. Скоро с нами останутся Тазы и Уазы, китайцы и чуток корейцев с немцами и чехами, ну мазда ещё, а остальные технично свалят, как это сделал Форд, например, ну или концерн Джи Эм… В каждом классе у нас будет выбор из двух – трех машин сомнительных потребительских свойств по конской цене, а некоторые классы, пикапы например, рискуют исчезнуть вовсе. Спрос слишком низок, чтобы их производить на месте, а завезенные они будут стоить очень дорого. Так что из пикапов будет или УАЗ, или ничего не будет…
И все эти динозавры автопрома, вроде Лады 4х4 или Лады Нивы с уазовскими "буханками" получат путёвку в вечную жизнь, мужик с ASATA Channel будет и дальше радостно обсирать их, а остальные будут искать другие ниши, или найдут другую работу.
Действия наших бесконечно мудрых единороссийских перекладывателей бумажек прямо ведут к выдавливанию с рынка целой плеяды производителей, они знают об этом, но их это не смущает. Заготовка для Железного занавеса строится полным ходом, как-то так…